Почему телезамеры не учитывают рост казахоязычной аудитории

По данным исследовательской компании TNS Central Asia (Kantar TNS), казахоязычные телеканалы не входят в топ-5 по просмотрам, а в лидерах телезамеров находится Первый канал «Евразия».

Как стало известно, рейтинги отечественных каналов формируют всего 2 800 человек, проживающие в городах, где население превышает 100 тысяч человек. Из них 40 процентов не знают казахского языка. 60 процентов — этнические казахи, которые, предположительно, владеют госязыком, передает Tengrinews.kz.

«В панели (исследуемой группе — прим.) у нас столько казахоговорящей аудитории, сколько и населения. Допустим, в городах 60 процентов — казахи, 40 — не казахи. Эти данные предоставляются госорганами статистики, по ним мы формируем эти панели. Так же и с языком, но тут сложнее, так как госорганы публикуют статистику, учитывая, что все люди казахской национальности владеют государственным языком», — рассказала генеральный директор TNS Central Asia Татьяна Старцева.

Председатель правления АО «РТРК «Қазақстан» Ерлан Карин считает, что данные телезамеров не отражают реальную картину, вследствие чего и государство, и бизнес получают искаженное представление о запросах аудитории. При этом, по словам Ерлана Карина, «телеканалы не получают вразумительных ответов» на вопросы о том, как исследуется аудитория, говорящая на казахском языке.

«У телеканалов много вопросов по методологии замеров. Насколько 2 800 респондентов могут дать точную картину? Можно было бы и с этим согласиться, но из этих 2 800 респондентов, постоянно неактивны в панели около 600-700 респондентов, и, кто знает, может, они и составляют потенциально нашу аудиторию? Мы интересуемся, владеют ли сами интервьюируемые казахским языком? И, наконец, совсем непонятно, как проводится установочное исследование, на основе которого определяются базовые параметры телезамеров. И что удивляет, телеканалам не дают объяснений по подходам проведения установочных исследований. Поэтому считаем, что нужно менять подходы, чтобы стремиться получать более объективные цифры в подсчетах. Каналы выражают свое беспокойство по поводу постоянных колебаний цифр», — высказался Ерлан Карин.

В свою очередь, Татьяна Старцева утверждает, что язык не является критерием выбора канала, и отмечает, что в городах очень мало казахов, которые не знают русского языка.

«Для них язык не является ограничителем. Для них важнее, что показывают, а не то, на каком языке показывают. Язык не является критерием выбора канала. То, что канал показывает, какого рода контент, интересно или нет — это является критерием выбора. В этом проблема», — прокомментировала Татьяна Старцева.

Генеральный директор Atameken Business Канат Сахариянов считает, что в казахстанских реалиях на выбор влияет именно язык, и добавляет, что за 25 лет потребности казахстанской аудитории сильно изменились.

«Сейчас казахоязычное население преобладает над русскоязычным. Если раньше аудитория предпочитала смотреть 60 процентов телепередач на русском языке, то сейчас наоборот — 61 процент предпочитает смотреть передачи на казахском языке. Наша аудитория очень сильно поменялась. Невысокие рейтинги телеканалов, вещающих только на казахском, глава Atameken Business объясняет тем, что исследуемые 2 800 зрителей проживают лишь в городах с населением свыше 100 тысяч человек. То есть в список населенных пунктов входит 21 город. Аудитория в поселках и остальных городах не учитывается», — поделился мнением Канат Сахариянов.

Как подчеркнул Ерлан Карин, Qazaqstan — единственный телеканал, который имеет практически стопроцентный охват всей территории страны.

«Наши замеры и опросы демонстрируют то, что аудитория телеканала расширяется, растет количество просмотров, более того, канал задает новые тренды на медиарынке. Это мы видим по многим другим факторам: по реакции в соцсетях, по росту доходов от рекламы, по росту продаж продукции канала на внутреннем и зарубежном рынках. Замеры не отражают главного — изменения профиля казахстанского общества. Например, урбанизация растет, причины и факторы данного процесса — это отдельный разговор, но факт, что из сел в города переезжают в основном казахоязычные люди, соответственно, облик населения городов меняется. Поэтому процентное соотношение тоже должно меняться. Казахстанский зритель сегодня очень сильно интересуется казахским контентом, это уже устоявшийся тренд. Об этом можно было спорить лет десять назад, а сейчас это уже новая реальность», — подчеркивает Ерлан Карин.

По словам Старцевой, Первый канал «Евразия» чаще бывает на первом месте, так как он исторически популярен в Казахстане. Остальные (31 канал, КТК, НТК и другие — прим. автора) периодически меняются местами. На это руководители телеканалов отвечают, что некоторые зрители из списка исследуемых не меняются по нескольку лет.

«Довольны ли мы медиаизмерениями или нет? Насколько 2 800 человек по-настоящему представляют социально-демографический срез по Казахстану? Я недавно узнал, что достаточно серьезный процент панелей (исследуемых групп) сохраняется по 10 лет. То есть их привычка телесмотрения практически не меняется. Какие они выбрали телеканалы раньше, те и смотрят», — отметил Канат Сахариянов.

Медиаменеджеры, резюмируя свою позицию, высказываются: исследуемая аудитория должна меняться, а измерения нужно проводить не только в крупных городах, но также в районах и поселках. Отметим, что данные TNS Central Asia принимают во внимание некоторые рекламные агентства при размещении рекламы. И если ситуация не изменится, казахоязычные телеканалы по-прежнему будут за бортом при распределении рекламных бюджетов, и это будет тормозить развитие всего казахстанского телерынка.

Оставить комментарий

avatar
  Жазылу  
Ескерте салу