Б.Абдыгали о нашем Робин-гуде – Кейкі мерген

Недавно в эфире Национального телеканала «Qazaqstan» состоялась премьера 16-серийного исторического сериала «Кейкі Мерген».

Кейкі батыр – один из активных и легендарных личностей в истории Национально-освободительного движения страны 1916 года.

Если Амангельды Иманова называли “Көз мерген”, то Кейкі батыр был прозван “Қол мерген”, потому что в народе славился как меткий стрелок и храбрый боец, который мог попасть в цель с любого положения.
В советское время имя, батыра было запрещено упоминать. После восстания 1916 года он выступил против колонизации и советской власти, за что преследовался большевиками и был объявлен бандитом. Весной 1923 года он был убит красноармейцами, а его голова на целый век была помещена в «Кунсткамеру» (музей антропологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге– прим. автора).

И только 2 года назад, в 2016 году череп Кейки-батыра был возвращен на историческую родину.

Tarlan.kz побеседовал с политологом, историком, руководителем научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Бериком Абдыгалиулы, который консультировал съемочную группу о лидере восстания 1916 года.

– Берик Абдыгалиевич, расскажите пожалуйста о ваших впечатлениях во время работы над «Кейкі мерген»?

– Долгое время о Кейки батыре вообще запрещалось говорить. Тем не менее, за последние годы о его подвигах, храбрости и стремлении сделать свой народ независимым написано немало книг, повестей, поэм и документальных рассказов. И когда Председатель правления РТРК «Қазақстан» Ерлан Карин сообщил о начале съемок полномасштабного сериала, мы с двойным энтузиазом взялись за проект.

Концепция получилась уникальной. Во-первых, сам 16-серийный фильм на казахском языке о «нашем Робин-Гуде», который действительно жил и был лидером национально-освободительного движения, невольно открыл широкой публике нового героя нации. Если раньше при упоминании исторических событий 100-летней давности, на ум невольно приходили подвиги более популярного Амангелды батыра, то сейчас, благодаря подобным культурно-историческим проектам как «Кейкі мерген», народ, можно сказать, не просто смотрит интересное, качественное кино, но и просвещается в самом широком смысле.

– Мы хотели бы сделать небольшую ремарку для наших русскоязычных читателей, которые, к сожалению, не в полной мере обладают информацией о нашем герое. В целом для вас, кто такой Кейкі?

– Как мы знаем из истории, Кейкі батыр был не просто одним из активных личностей в истории Национально-освободительного движения страны 1916 года. Он будучи другом и соратником Амангельды Иманова и предводителя движения – Абдыгапар хана, боролся за свободу своего народа.

Как известно, в советское время имя Кейки батыра нигде не упоминалось. Он выступал против колонизации, за что преследовался большевиками.

Кейки – по-казахски это человек-отшельник, одиночка. Он вел особый образ жизни, отделялся от общей массы, вел охотничий образ жизни. После событий 1916 года начался водоворот истории – это и падение царской власти, и временная власть, октябрьская революция, большевики. В это время погибает Амангельды Иманов, затем убивают Абдыгапар хана. Кейки батыр выступает против советской власти и подвергается гонениям.

Революцию Кейки батыр не признал, и к власти красных относился настороженно. Но поскольку слыл человеком храбрым и умным, то не стеснялся высказывать своего мнения. Стал непримиримым врагом советской власти, которая устроило настоящую погоню в степи, желая наказать его. Кейки батыр был вынужден укрываться в горах  Улытау.

В честь 125-летия со дня рождения в Аркалыке ему был установлен бюст. Земляки радовались, что наконец-то все расставлено по своим местам и Кейки батыр теперь в одном ряду с историческими личностями края.

В 2016 году информация в публикации Берика Абдыгалиулы в Facebook о том, что самолет с черепом Кейки-батыра отправляется в Казахстан, стала первоисточником поистине исторической новости.

Будучи политологом, человеком с историческим образованием, как вы оцениваете этот фильм в плане его влияния на формирование исторического самосознания?

 –  Есть такой исторический феномен, как вытеснение: вытеснение из памяти нежелательных воспоминаний, событий из прошлого. В основном они бывают добровольные и принудительные. Многие трагические и героические эпизоды из нашей истории были вычеркнуты из памяти.

На протяжении долгого времени наша память была сконструирована в угоду советской идеологии. Когда Советский Союз распался, открылись архивы, мы начали узнавать всю правду о своей истории. Очень много трагического и интересного узнали, начали вновь возрождаться забытые имена. Одним из таких примеров как раз таки является Кейкі.

Консультанты сериала: историк Берик Абдыгалиулы и краевед Шоптибай Байдильдин

Так как сегодня медиапространство является одним из важнейших платформ, формирующих общественное сознание, то и роль современного исторического фильма, снятого на государственном языке, несомненно, повлияет на мышление, в первую очередь, молодёжи.

У казахстанцев до сих пор есть некое непонимание своей же истории, которое приводит к различным социокультурным идентификационным ценностным конфликтам. В нашей истории есть немало легендарных личностей, которые по стечению исторических обстоятельств были несправедливо недооценены.

И в этом ракурсе, как я уже отметил, важна качественная подача событий нашего прошлого: в кино, в литературе, в культуре в целом. И «Кейкі мерген» с этой задачей справился. И это должно стать началом новой тенденции.

– Вы смотрите западные «историко-политические» сериалы как «Игры престолов», «Карточный домик» или тот же «Шерлок». Если да, то можете отметить любимый из них?

– Мне нравятся «Игры престолов». Это чистой воды историческая драма, которая рассказывает о событиях исторических эпох в жанре фэнтези. Если скорректировать некоторых персонажей, то выйдет вполне правдивая история, написанная со здоровым скепсисом и без лишних украшений. Ну и конечно же, проект вывел жанр фэнтези на новую ступень популярности.

– Как вы считаете, теоретически, возможно ли в Казахстане снять нечто подобное в жанре фэнтези?

– Нет. Я думаю, нам пока это и не нужно. Сейчас в Казахстане ежегодно снимаются исторические фильмы. Это и кино, и сериалы, и мультфильмы, производимые «Казахфильмом», государственными телеканалами. Это правильная тенденция, которую нужно продолжать и работать в развитии этого направления. Важно чтобы благодаря новым кинопродуктам, зрители могли правильно осмыслить наше прошлое. Одним словом, нам пока не до фэнтези (смеётся).

– Спасибо вам большое за интервью.

View this post on Instagram

Ен салып кеттім 😂

A post shared by Kaztwitter Kazakhstan (@kaztwitter) on

P.S. В конце, мы бы хотели вам продемонстрировать feedback со стороны молодёжной аудитории после публикации фрагмента из фильма «Кейкі мерген» в одном из крупнейших пабликов в социальной сети Instagram.

Фрагмент за неполные 3 дня после публикации собрал более чем 46 000 просмотров. А в комментариях удивленная казахстанская молодёжь, считающаяся 80-процентной аудиторией данной группы, не скрывает своё восхищение.

«Марвел захлебнулся», наверное, можно считать высшей похвалой технической части фильма.

Автор: Сырым Иткулов

Оставить комментарий

avatar
  Жазылу  
Ескерте салу